$ cd /Софт
Новая версия Blender 4.3 получила экспериментальную поддержку Vulkan
Разработчики Blender Foundation выпустили новую версию приложения для 3D-моделирования Blender под номером 4.3, в которой реализована экспериментальная поддержка бэкенда Vulkan.
Новая версия Blender 4.3 является крупным обновлением со множеством функций и нововведений. Это не LTS-версия, поэтому разработчики позволили себе в ней внедрить экспериментальную поддержку бэкенжа Vulkan. Включить новый бэкенд можно с настройках: в разделе Interface нужно активировать опцию Developer Extras, а затем в разделе System поменять Backend с OpenGL to Vulkan (experimental). Поддержка нового бэкенда ограничена железом. Vulkan в Blender работает на Linux с видеокартами NVIDIA от GTX 900 и выше с последними проприетарными драйверами, видеокартами AMD от Polaris и выше с официальными драйверами AMD, а также с видеоускорителями Intel UHD от 6-го поколения и Arc с последними версиями драйвера Mesa. В текущей реализации поддержки Vulkan в Blender могут возникать артефакты при использовании EEVEE, но разработчики обещают решить все проблемы в будущих релизах.
Помимо экспериментальной поддержки Vulkan новая версия Blender получила множество других улучшений и возможностей. Вот ключевые из нововведений.
- Grease Pencil 3.0: Полная переработка инструмента с добавлением групп слоев и поддержкой Geometry Nodes, что расширяет возможностей 2D-анимации и рисования.
- Управление кистями: Кисти теперь управляются через библиотеки ассетов, что позволяет использовать одну кисть в разных проектах. Добавлено 130 новых кистей с обновленными миниатюрами.
- Shadow Linking и Light Linking в EEVEE: Возможность задавать, какие объекты освещаются конкретными источниками света, и какие объекты отбрасывают тени.
- Многопроходный композитинг в EEVEE: Поддержка многопроходного композитинга в режиме реального времени, позволяющая создавать сложные эффекты непосредственно в 3D-вьюпорте.
- Metallic BSDF: Новый шейдерный узел для создания металлических материалов с поддержкой F82 Tint и Conductor Fresnel, обеспечивающий более реалистичное отобрадение металлических поверхностей.
- F82 Tint: Упрощенная модель Френеля для управления цветом и отражением металлов, удобная для художников. Она обеспечивает реалистичные эффекты без необходимости сложных настроек.
- Physical Conductor: Точный метод для создания металлов с реальными оптическими свойствами с использованием данных IOR и Extinction. Полностью поддерживается только рендерером Cycles, в Eevee автоматически аппроксимируется.
- Gabor Noise: Новый текстурный узел для генерации процедурного шума Габора, позволяющий создавать случайные полосы с контролируемым направлением и шириной.
- Blender Extensions Platform: Платформа продолжает расширяться, предлагая сотни бесплатных аддонов и тем для настройки рабочих процессов.
- UV-развертка: Новый метод минимизации растяжения при развертке органических форм, упрощающий процесс текстурирования.
Скачать Blender 4.3 для Linux можно на официальном сайте. Там же доступны версии для Windows и macOS. Blender – бесплатное ПО с открытым исходным кодом.